«В Крыму совсем мало маяков», – сказал мужчина, с которым мы познакомились у одного из них. Поездка на машине по Черному морю показала обратное. В этой статье собраны координаты и фотографии самых красивых маяков морского побережья.

В дороге мы использовали два навигатора: maps.me и яндекс.навигатор. На maps.me можно легко найти все маяки и построить до них маршрут. Рассказывать буду обо всех начиная с Сочи и заканчивая Оленевкой, это поселок недалеко от Евпатории.

На главной набережной Сочи, недалеко от морского вокзала находится Сочинский маяк. Среди всех магазинов и ресторанов на набережной его легко не заметить. Главный ориентир «Agave» Tequila Bar & Restaurant.

Совсем рядом, у входа в акваторию порта находится маленький маяк, часто по ошибке именно его называют Сочинским маяком.

Координаты: 43.57883 39.720336



Ночью светит зеленым

Необычный, на мой взгляд, маяк находится в Джугбе — это поселок городского типа недалеко от Туапсе. Маяк на крыше одноэтажного белого дома.

На входе нас встретила табличка и две большие собаки. Ворота были замотаны железной цепью. Собаки лаяли. При желании цепь можно было размотать и зайти, так мы и сделали. Смелости хватило только чуть-чуть пройти вперед и сделать одну фотографию. Может быть вам повезет больше и ворота будут открыты.

Координаты: 44.305479 38.705882



Удалось сфотографировать

Маяки в Геленджике

Скульптура маячника и створный маяк Геленджика находятся на набережной, совсем рядом друг с другом. Если подойти к маячнику и посмотреть с ним в одну сторону, то вдалеке вы увидите Геленджикский маяк.

Координаты: 44.573863 38.06806 (Скульптура маячника)

44.574534 38.068162 – Створный маяк Геленджика.

Геленджикский маяк находится на мысе Толстый. Близко подойти к нему подойти не получится, находится на охраняемой территории.

Координаты: 44.55021 38.050165



Высокая восьмигранная башня с тремя черными горизонтальными полосами – это Анапский маяк. Находится на центральной набережной и является одной из главных достопримечательностей города.

Координаты: 44.887996 37.299146


Первый маяк, который встретит вас в Крыму после паромной переправы – Еникальский маяк. Находится он на мысе Фонарь – самой восточной точке Крыма. Его можно увидеть еще с паромной переправы.

Машину мы оставили внизу и дошли до него пешком (5-7 минут).

Координаты: 45.385458 36.638896


Кыз-Аульский маяк

Самый красивый маяк в Крыму, на мой взгляд, находится на мысе Кыз-Аул. Дорога до него проселочная, не асфальтированная с ямами. Если у вас низкая машина, то стоит быть внимательнее. Добирались со стороны поселка Заветное.

Координаты: 45.060536 36.372947



Находится на мысе Святого Ильи, недалеко от Феодосии. Круглый, белоснежный маяк. Виден, как с моря, так и сверху.

Координаты: 45.012501 35.422552



Источник доступен по клику на фото

11 км от Судака на машине и вы на полуострове Меганом - это одно из самых засушливых мест в Крыму. Здесь сильный ветер, вы почувствуете, его энергия используется для получения электричества. Место окутано легендами, например древние греки считали, что именно на Меганоме находится вход в царство мертвых Аида.

Нашей целью был Меганомский маяк. Дорога туда, если ехать на машине, мягко говорят «не очень», но когда добираешься, понимаешь, что того стоило! Главное потом выбраться. Если вы на машине, то оцените свои возможности, когда увидите дорогу.

Координаты: 44.793698 35.080163



Рыбачий маяк

На мысе Кителя-Бурун, над бухтой любви находится Рыбачий маяк. Ориентир поселок Рыбачье.

Координаты: 44.761772 34.584013


А рядом с ним вы увидите Храм-маяк Святого Николая Чудотворца. Говорят, что это единственное в своем роде сооружение, которые выполняет функции церкви и маяка. Под ним находится содержательный музей катастроф на водах. Храм современный, был открыт в 2006 году.

  • Храм и Музей открыты для посещения с 9:00 до 18:00;
  • Стоимость входного билета в музей - 150 руб.

Координаты: 44.75649 34.56551


Маяк находится на территории городского порта в конце бетонного мола. Его хорошо видно с набережной.

Координаты: 44.492977 34.166986


Херсонеский маяк

Белоснежная башня маяка, высотой 36 м, облицованная белым инкерманским камнем – впечатляет! Недалеко есть дикий каменистый пляж на котором можно отдохнуть. У Херсонеского маяка есть брат-близнец, построенный по тому же проекту – Тарханкутской маяк, о нем дальше.

Координаты: 44.607983 33.448924

Находится в поселке Заозерное. Установлен на песчаном мысу в Каламитском заливе, почти на уровне моря. Там нет природных возвышений, и маячный фонарь поднят только за счет башни высотой 52 метра. Это самый высокой маяк на всем побережье Черного моря.

Координаты: 45.151104 33.269178


Находится на самой западной точке Крымского полуострова, на мысе Тарханкут. Добраться к нему можно из поселка Оленевка, двигаясь на юго-запад. Расстояние от поселка Оленевка до маяка 3.3 км. Самый красивый закат в Крыму мы проводили именно здесь, солнце медленно садилось в море, давая возможность насладиться им и сделать памятные фотографии.



Дождались пока маяк загорится.

С утра вернулись и к нашему восторгу на охраняемую территорию маяка можно было зайти. Оказалось, такое иногда практикуется, если что, это было во вторник, примерно около 12.

Координаты: 45.346923 32.494248


Последний маяк, который нам встретился по пути домой – Темрюкский. К нему было не подойти, сделали фотографию из-за ворот.



Навигация по записям

Обо мне и блоге

Привет, меня зовут Сухобская Мария.
«Давай замедлимся» - это про неспешную и осознанную жизнь. Про внимательность к себе и настоящему. Про Петербург и путешествия.
Рада, что вы заглянули!

Министерство образования Республики Беларусь

Отдел образования, спорта и туризма Новополоцкого

городского исполнительного комитета

Государственное учреждение образования

«Гимназия №1 г. Новополоцка»

МАЯК: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ

Учащийся 4 «А» класса

Руководитель

Новополоцк, 2014

Введение …………………………………………………… 3

1 Что такое маяк? Виды маяков ……………………….. 4

2 История маяков ………………………………………… 6

2.1 Морские светофоры … ………………………….. 6

2.2 Самый древний маяк ………………………….… 6

2.4 Российская маячная служба……………………. .9

2. 5 Восстановление маяков после Великой

Отечественной войны ………………………….. 10

3 Источники света маяков …………………………….….11

3.1 Свет древних маяков ……………………………. 11

3.2 Линза Френеля ……………………………………12

3.3 Лазер ………………………………………………. 14

4 В помощь штурману ……………………………………. 15

5 Создание модели маяка ………………………………… 16

Заключение …………………………………………… 18

Список использованных источников ……………... 21

Приложения ………………………………….…….... 22

ВВЕДЕНИЕ

Во все времена слово маяк ассоциировалось с надеждой, помощью и спасением для моряков. Сколько кораблей и жизней было спасено, благодаря маякам...

Есть мнение, что первые маяки появились вместе с зарождением мореплавания более шести тысяч лет назад. Каких маяков только не было: приметные места на местности, строения, плавучие маяки, костры, «коровьи маяки» (блуждающие маяки), лампы, фонари, трубы, гонги, колокола, сирены, пушки.

За многовековую историю человечества смелая инженерная мысль создала немало выдающихся творений, но морские маяки, несомненно, одна из вершин технического творчества. Возводимые на скалах, в труднодоступных местах побережий или на крошечных искусственных островках, одинокие башни бдительно охраняют морских путешественников от коварства Нептуна, а если и случается беда, то люди, на них живущие, первыми приходят на помощь потерпевшим.

Отдыхая с родителями на южном берегу Крымского полуострова, мы посещали морские экскурсии в г. Симферополе. Там увидели много кораблей, как военных, так и торговых. Меня заинтересовал вопрос: «А как же ориентируются моряки в море?». После отдыха мы с папой попробовали сделать модель маяка. В школе после каникул я всем рассказывал, где и как отдыхал. Я рассказал про Крым, и какой мы видели в горах маяк, показал одноклассникам пробный макет маяка. И тогда наша учительница предложила мне изучить эту тему подробнее.

Тема моего исследования – «Маяк: история и современность». В качестве объекта и предмета исследования мы выбрали следующее:

Объект исследования – морская навигация.

Предмет исследования – навигационные знаки.

Гипотеза – возможно, что в век электроники и научных достижений актуальность маяков не утрачена.

Цель работы – изучить, сформировать представление о роли маяков в прошлом и современном мореплавании.

Задачи , которые раскрывают цель:

1. Определить, какие бывают маяки.

2. Изучить историю создания маяков.

3. Показать роль маяков в мореплавании.

4. Создать усовершенствованную модель маяка.

В работе были использованы следующие методы: изучение

литературных источников по теме исследования, анализ, сравнение, моделирование, обобщение.

1 Что такое маяк? Виды маяков

Для того, чтобы обеспечить безопасность мореплавания, необходимо соблюдать, по крайней мере, два условия: с достаточной точностью нанести на навигационную карту все известные морские опасности и оградить эти опасности в море определенными, хорошо видимыми знаками или другими искусственными предметами, по которым мореплаватель мог бы легко ориентироваться и заблаговременно уклониться от встречи с опасностью. Кроме того, каждый мореплаватель нуждается в различных береговых и морских ориентирах для определения своего места в море, опознания побережья, подходов к портам и якорным стоянкам.
Совокупность всех средств и устройств, которые обеспечивают безопасность мореплавания в определенном районе или море, назывался навигационным оборудованием данного района или моря в целом .

По месту установки средства навигационного оборудования могут быть береговыми и плавучими.
Основное назначение навигационного оборудования-ограждение морских опасностей. Плавучее ограждение устанавливают на воде - это буи, баканы, вехи и плавучие маяки, которые служат для непосредственного предостережения штурмана о существующей в данном месте опасности. Береговое ограждение - морские и береговые маяки, береговые знаки и башни, створ ные знаки - устанавливают на прибрежной полосе материков и островов.

Береговой маяк является основным береговым ориентиром, его устанавливают для того, чтобы облегчить мореплавателям ориентировку в море относительно морских опасностей, лучше опознать берег и вход в порт или на рейд, определить место судна при плавании в видимости берегов.

Рис.1: Береговой маяк

Это грандиозное строение в древности считали одним из семи чудес света. Александрийский исполин послужил образцом для десятков маяков, построенных древними римлянами в Европе. Знаменитый маяк продолжал действовать вплоть до 1326 года, когда он был разрушен землетрясением. Его руины стали частью стен турецкой крепости. А название Фарос стало нарицательным, от него произошли и наши «фары».

В России первые маяки были построены в 1702 г. в устье Дона и в 1704 г. на Петропавловской крепости в Петербурге. Строительство старейшего маяка на Балтике - Толбухина близ Кронштадта - растянулось чуть ли не на 100 лет. Здание начали строить по приказу Петра I. Сохранился его собственноручный эскиз с указанием основных размеров башни и припиской: «Протчее дается на волю архитектору». Сооружение каменного здания требовало значительных средств и большого числа искусных каменщиков. Строительство затягивалось, и царь приказал срочно построить временную деревянную башню. Его приказание было выполнено, и в 1719 г. на маяке, названном по имени косы, на которой он был установлен, Котлинском вспыхнул свет. В 1736 г. была предпринята еще одна попытка возвести каменное здание, но закончить его удалось только в 1810 г. Проект разрабатывался с участием талантливого русского зодчего, создателя здания Главного Адмиралтейства в Петербурге. С 1736 г. маяк носит имя полковника Федора Семеновича Толбухина, разгромившего в 1705 г. шведский морской десант на Котлинской косе, а затем военного коменданта Кронштадта.

В 1724 г. в Финском заливе начал работать маяк Кери (Кокшер) на острове того же наименования. К началу XIX в. на Балтийском море действовало 15 маяков. Это старейшие маяки в России. Срок их службы превышает 260 и более лет, а маяк Кыпу на о. Даго существует уже более 445 лет.

Один из старейших маяков на Черном море - Тарханкутский с башней высотой 30 м. Он вошел в эксплуатацию 16 июня 1817 г. На одном из зданий маяка начертаны слова: «Маяки - святыня морей. Они принадлежат всем и неприкосновенны, как послы держав». Сегодня его белый огонь виден на 17 миль. Кроме того, он оборудован радиомаяком и звуковой сигнализацией.

В 1843 г. на самой оконечности Карантинного мола Одесского залива был поставлен брандвахтенный пост-дом с мачтой, на которой с помощью лебедки поднимали два масляных фонаря. Таким образом, этот год следует считать годом рождения Воронцовского маяка. Однако настоящий маяк на Карантинном молу был открыт только в 1863 г. Это 30-футовая (более 9 м) чугунная башня, увенчанная специальным фонарем.

В 1867 г. одесский маяк стал первым в России и четвертым в мире, переведенным на электрическое освещение. Вообще переход на новый источник энергии происходил крайне медленно. В 1883 г. из 5 тыс. маяков земного шара только 14 были с электрическими источниками света. Остальные же еще работали на керосиновых, ацетиленовых и газовых светильниках и горелках.

После того как рейдовый мол значительно удлинили, в 1888 г. был построен новый Воронцовский маяк, который простоял до 1941 г. Это была чугунная башня высотой 17 м. В дни обороны Одессы маяк пришлось взорвать. Но именно он изображен на медали «За оборону Одессы». Новый маяк, тот, что мы видим сегодня, построен в начале 1954 г. Башня, имеющая цилиндрическую форму, стала намного выше - 30 м, не считая 12-метрового основания. В маленьком домике, что на втором причале, смонтировано дистанционное управление всеми механизмами. Строгая белая башня, стоящая на самом краю рейдового мола, изображена на марках и почтовых открытках и стала одним из символов города.

К 1917 г. на всех морях России было построено 163 световых маяка. Наиболее слаборазвитую сеть маяков имели моря Дальнего Востока (всего 24 при протяженности побережий в несколько тысяч километров). На Охотском море, например, действовал всего лишь один маяк - Елизавета (на о. Сахалин), на Тихоокеанском побережье также один - Петропавловский, на подходе к порту Петропавловск-Камчатский.

2.4 Российская маячная служба

Российская маячная служба ведёт свою историю с зарождением Российского флота и, конечно с именем Петра I. В 1704 году зажглись огни на Петропавловской крепости. В 1705 году по указанию Петра I вдоль узкого извилистого фарватера Северной Двины были установлены лоц-бочки, закупленные в Голландии, а в устье реки соорудили «огневые маяки» (сооружения на берегу с установленными на них емкостями для горючих материалов), зажигавшиеся перед приходом с моря военных судов.

Россия, в отличие от Европы, где маяки строились с древних времён, начала ставить сигнальные башни лишь после того, как Пётр I прорубил «окно в Европу». За новое дело взялись активно: уже к концу XVIII века в России насчитывалось 19 маяков, из них на Балтийском море – 15, на дальневосточных морях – 3, и на Каспийском – 1.

Строили маяки в спешке, в основном из подручного российского материала – из дерева. А поскольку для освещения использовали масло или нефть, частым бедствием были пожары. И это была не только российская проблема – деревянные маяки горели по всему миру. Поэтому позже их стали строить из гранита и кирпича, а цоколь облицовывать чугуном и сталью. Для изготовления световой камеры и арматуры применяли нержавеющую бронзу , а со временем и алюминий . В результате многие маяки по прочности не уступали крепостям и теперь представляют собой настоящие инженерные шедевры.

Возведение башни всегда было связано с большими трудностями. Ведь маяки часто ставят там, где нет ни дорог, ни причалов: на коварных берегах или прямо в море – на выступающих из воды скалах, отмелях и рифах.

Бум отечественного маячного строительства пришёлся на годы. За эти двадцать лет маяков поставили больше, чем за три столетия существования российского флота. На сегодняшний день в России насчитывается четыреста три действующих маяка. Большинство из них находятся в ведении Министерства обороны. Маяками на северном морском пути заведует Министерство транспорта.

Все морские державы периодически публикуют перечни своих средств навигационного оборудования. В них указаны точное местоположение, тип, конструкция и рабочие характеристики маяков. У корабельного штурмана есть карта с данными каждого маяка, который судно встретит, следуя своим курсом.

2.5 Восстановление маяков после Великой Отечественной войны

Во время войны значительная часть маяков была разрушена. Из 69 маяков на Черном и Азовском морях оказались полностью уничтоженными 42, из 45 на Балтийском море - 16. Всего же было разрушено и уничтожено 69 маячных башен, 12 радиомаяков, 20 звукосигнальных установок и более 100 светящих навигационных знаков. Почти все сохранившиеся объекты средств навигационного оборудования находились в неудовлетворительном состоянии. Поэтому после окончания войны Гидрографическая служба ВМФ приступила к восстановительным работам. По данным на 1 января 1987 г., на морях нашей страны действовало 527 световых маяков, из них 174 - на морях Дальнего Востока, 83 - на Баренцевом и Белом морях, 30 - на побережье Северного Ледовитого океана и 240 - на других морях.

В начале 1982 г. огни еще одного дальневосточного маяка - Дуга восточная - загорелись на побережье Охотского моря.

В 1970 г. закончилось сооружение маяка - памятника экипажам кораблей и судов, погибшим на Балтике в годы Великой Отечественной войны. Маяк Таллинн установлен на глубине 7,5-10,5 м в районе банки Таллинмадал в 19 милях от порта.

На тяжелой бронзовой мемориальной доске увековечены наименования эскадренных миноносцев, сторожевых кораблей, подводных лодок и вспомогательных судов - всего 72 корабля. Маяки, подобные «Таллинну», не нуждаются в обслуживающем персонале. Поэтому в настоящее время взят курс на строительство именно таких маяков.

Среди маяков, построенных и введенных в действие за последние годы, особое место принадлежит автоматическому маяку Ирбенский. Он построен в открытом море на гидротехническом основании. Все технические средства маяка работают автоматически. Маяк оборудован вертолетной площадкой.

3 ИСТОЧНИКИ СВЕТА МАЯКОВ

3.1 Свет древних маяков

Источником света маяка с ХII века служили свечи или плошки с маслом, которые ставили под стеклянный колпак. Так продолжалось до конца XVIII века, когда появилась масляная лампа Арганда с воздушной тягой: пламя в ней не коптило и было более ярким.

Со временем её сменили более совершенные лампы – керосиновая, газовая и, наконец, электрическая.

3.2 Линза Френеля

Но настоящий переворот произвела изобретённая в 1819 году французом Огюстеном Жаном Френелем восьмигранная призма, состоявшая из многоугольных линз. Это устройство во много раз усиливало яркость света. Если вращать призму вокруг лампы, то свет, фокусируемый линзами в отдельные пучки, проходит последовательно через все точки горизонта. Кстати, именно этот эффект вдохновил и конструкторов пресловутых автомобильных «мигалок».

Изобретение не устарело до сих пор. В Англии на мысе Лизард установлена лампа мощностью всего 40 ватт. Однако благодаря линзе Френеля её свет виден за 50 километров.

Разнообразные линзы и фильтры придают маяку индивидуальность. Не говоря уже о цвете огня, с их помощью можно менять характер свечения: непрерывное ровное, отдельные проблески или серии через равные отрезки времени, плавно усиливающийся и ослабевающий огонь. Кроме того, комбинация конструкции светового отсека и высоты маячной башни определяют высоту огня над уровнем моря, а значит дальность видимости и сектор освещения.

Световой отсек – сердце маяка. И одновременно его пульс – с наступлением сумерек лампы включаются, за час до восхода солнца

выключаются. Электроника автоматически переключает перегоревшие лампы на резервные и сигнализирует смотрителю о неисправностях

В туман или снежную метель, когда свет бессилен помочь мореходам, маяки подают звуковые сигналы. В древности использовали и гонги, и трубы. В Европе даже палили из пушек, но наибольшее распространение получили колокола: их наряду с паровыми гудками и сиренами используют и сегодня.

Подавляющее большинство современных сигнальных башен оснащены радиомаяками. Принимая радиосигналы, судно может определить направление на маяк – так называемый пеленг. Есть радиомаяки направленного и ненаправленного действия. Первые пеленгуются только с определённых курсов, вторые – из любой зоны моря.

В труднодоступных местах действуют автоматические маяки. Смотрителей на них нет, а специалисты посещают их лишь изредка – только во время плановых технических осмотров. В СССР были построены даже автоматические маяки, работавшие от атомных установок. Их хватало на 15-20 лет. Но в 1990-х годах воровство дорогостоящих батарей приобрело такие размеры, что специалистам маячной службы поневоле пришлось задуматься о новых технологиях – солнечных батареях и ветряных генераторах.

8. Большая советская энциклопедия

9. Интернет

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

«Береговое право» ХII века

С развалом Римской империи торговое и военное мореплавание замерло, и о маяках забыли. Когда в XII веке судоходство в Западной Европе начало возрождаться, моряков поджидала большая неприятность. Действовало «береговое право», гласившее: «Тот, кто найдёт предметы, выброшенные на берег моря, становится их владельцем ». Это распространялось и на потерпевшие крушение или выброшенные штормом на берег корабли. Просто сидеть у моря и ждать счастливого случая прибрежные жители не хотели. Целые береговые посёлки жили за счёт терпевших бедствие судов. Их население без малейших угрызений совести старалось увеличить число крушений. По «береговому праву» считать найденное своей собственностью можно было, только если прежние владельцы погибли. Поэтому добравшихся до берега моряков безжалостно добивали.

Жители побережий не считали за грех погасить в бурю маяк, развести ложный костёр, передвинуть буй – и судно садилось на мель или разбивалось о рифы. Додумались и до «блуждающих огней» – корову или лошадь с привязанным фонарём в штормовую ночь водили по берегу. Корабль-жертва, приняв колеблющийся свет фонаря за сигнальный огонь на плывущем судне, подходил близко к берегу и разбивался.

«Береговое право» находило поддержку даже у священников, получавших от мародёров немалые пожертвования. «На всё воля Божья, – говорили они. – Если кораблям суждено тонуть, то ставить маяки им в помощь, значит идти против господа». В царствование Людовика XIV священник острова Умант рассердился на прихожан за скудные пожертвования. По его словам, только их жадность привела к тому, что всевышний перестал посылать корабли на скалы. А когда на одном из британских островов Силли наконец была выстроена маячная башня, местное население пришло в ярость. Маяк лишал их «божьей милости и хлеба насущного». И это нельзя списать исключительно на «их нравы». У жителей села Солза в Двинском заливе тоже была выразительная поговорка: «Разбей бог ладью – накорми Солзу».

Приложение 2

Роль маяков в эпоху великих географических открытий

Возведение сигнальных башен внезапно стало прибыльным делом. Потраченные на строительство деньги скоро возвращались в виде пошлины, которую хозяева маяков собирали с судовладельцев.

В Британии – тогдашней владычице морей и океанов – маяки признали делом поистине государственной важности. Власти уже в 1514 году учредили комитет по их строительству и содержанию. Но ещё долгое время ставить башни на берегу продолжали доброхоты, которые по религиозным, моральным, да хотя бы и по экономическим соображениям не могли мириться с гибелью судов и экипажей.

Так было, к примеру, в Шотландии с её береговой линией в 2500 километров и частыми штормами. Здесь сигналы маяков стали вопросом жизни и смерти для тысяч людей – шотландские рыбаки и моряки редко доживали до сорока лет. Между прочим, мужчины в семье известного романиста, автора «Острова Сокровищ» Роберта Льюиса Стивенсона на протяжении XVIII-XX веков занимались маячным строительством. 97 маяков, построенных Стивенсонами в разных точках Шотландии, продолжают вести суда и сегодня.

Приложение 3

Смотритель маяка

Главная задача смотритель – не допускать поломок на маяке. От этого зависят жизни моряков. Поэтому, чтобы ни произошло, какие бы штормы ни бушевали вокруг, в любое ненастье, в праздники и будни, в мирное время и в тревожные дни маяк должен светить. Перегорели лампы, сломался дизель, потекла крыша – смотритель должен справиться с любой проблемой в самый краткий срок. Каждый маячный смотритель – мастер на все руки. Приходят в эту профессию разными путями. Часто смотрителями становятся морские офицеры в отставке, для которых смысл жизни – служба морю. В любом случае все люди, работающие на маяках, – фанатики своего дела. Очень часто на маяках живут семьями, передавая должность из поколения в поколение. При некоторых маяках возникают посёлки со школой, огородами и пастбищами. Но это скорее исключение, чем правило. Большей частью маяки расположены вдали от городов и посёлков. На многие километры ни души –только ты и море. Добровольным робинзонам жить по-прежнему трудно, хотя телефон, радио и телевизор несколько скрашивают их будни.

Некоторые смотрители настолько привыкают к маякам, что не представляют себе жизни вдали от них. Закончив службу, они просят разрешения дожить свой век возле родной башни.

А как живут на «северах»? Когда открыто судоходство, корабли завозят обитателям маяков продукты на следующий год. Всё остальное время смотрители могут рассчитывать только на себя и ведут «натуральное хозяйство» – собирают грибы, ягоды, охотятся и рыбачат.

История знает много случаев героических поступков смотрителей, оказавших помощь маякам. Им не ставят памятников, но сами маяки – это монументы тем, кто на них служил.

Приложение 4

Интересные факты о маяках

– Возможно, эту идею людям подсказали извергающиеся вулканы.

– Первое письменное упоминание о маячной башне принадлежит греческому поэту Лесхесу, жившему в VII веке д. н.э.

– Радиус действия маяков – 20-50 км, радиомаяков – 30-500 км, звукосигнальных устройств – 5-15 км.

– Светооптическая призма Френеля была впервые установлена в 1822 году на Кордуанском маяке во Франции. Сейчас ими оборудованы 80% всех действующих маяков.

– В России маяки стоят на берегах Северного Ледовитого и Тихого океанов, Балтийского, Чёрного, Азовского, каспийского, Баренцева, Белого, Японского и Охотского морей. Из 403 российских маяков 287 – жилые.

– Самый известный маяк в мире – статуя Свободы в Нью-Йорке.

– Самый высокий маяк стоит в японском городе Иокогама – 106 м.

– Открытая в 1886 году в Нью-Йорке статуя Свободы – это электрический маяк.

– Самым старым в мире считается маяк около испанского города Ферола. Маяк на этом месте стоял ещё во времена римского императора Траяна. Все действующие маяки не раз перестраивались.

Сложно переоценить значимость навигационного оборудования для работы судоводителей. Хотя современные приборы, позволяющие определять координаты, имеют множество преимуществ в виде эргономики, точности и функциональности, их недостаточно для поддержки безопасного управления судами в прибрежной зоне. Поэтому на подходах к якорным стоянкам и портам, к примеру, в качестве навигатора используются маяки. Их сигналы позволяют определять точное местоположение судна и при необходимости корректировать маршрут.

Что такое маяк с точки зрения технического исполнения? Как правило, стационарные конструкции или сооружения, обеспеченные средствами визуального наблюдения. Но бывают и другие варианты, отличающиеся также по функциональным возможностям.

Общие сведения о маяках

В сущности, это сигнальные станции, выполняющие задачи навигационного ориентирования. Наиболее распространены береговые маяки, обозначающие надводные или подводные контуры сооружений и опасностей. В состав объекта могут входить капитальные постройки, инженерное оборудование, технологические устройства для сигнализации и коммуникации. Современная станция редко обходится без источников тепло- и энергоснабжения, причем в большинстве случаев их представляют автономные генераторы.

При этом важно различать средства берегового ограждения от конкретных опасностей и непосредственно маяки. Функции локальной ограды выполняют буи, вехи и бакены. Такие навигационные устройства могут быть независимыми от береговой инфраструктуры. А что такое маяк в плане функциональности? В любом исполнении это инструмент навигационной разметки, которая воспринимается штурманом посредством специальных сигналов. Однако цели у таких станций бывают разными.

Назначение маяков

Морские сигнальные станции можно рассматривать и как створное, и как опознавательное средство. В первом случае организуется система, состоящая как минимум из двух маяков, линия между которыми формирует маршрутный контур. Ориентируясь на такие линии, судоводитель меняет или прокладывает курс входа в порт или гавань. Одиночные же станции используются в опознавательных целях и обозначают собой определенную точку - как на земной прибрежной, так и на водной поверхности. Например, маяк на острове непосредственно указывает на часть земной площадки среди моря или океана. Таким же способом обозначаются опасные участки, портовые объекты и т. д. Оба типа маяков отличаются по высоте. Причем размерные параметры имеют и функциональное значение. Так, разница в высотах между створными конструкциями позволяет определять направление движения к тому или иному объекту, расположенному в этом районе.

Как работает маячный излучатель?

Типовая и наиболее распространенная сигнализация маяка представляет собой прожектор, выполненный в особой конфигурации. Для повышения силы излучения в устройстве прибора используется комплекс зеркал и линз, обеспечивающих концентрацию фотонного отражения. В некоторых системах применяется не отражающая, а просвечивающая оптика. Данный эффект достигается составными линзами в сборке, которые вращаются вокруг источника света. В конструкциях прежних поколений в качестве излучателя использовали керосиновые лампы. Они характеризовались независимостью и полной автономностью, но требовали кропотливого обслуживания.

Что такое маяк современного типа? Это сооружения или конструкции, обеспечиваемые источниками импульсного света. Те же прожекторы распространяют световые потоки на оптическую оснастку для более широкого распространения сигнала. Для питания электротехнической инфраструктуры используются дизель-генераторы, солнечные батареи или же местные энергетические подстанции.

Свойства цветовой навигации

Способ подачи света имеет свои особенности и в части цветового оформления, обусловленного стандартизированными требованиями. Спектр излучения делится на несколько сегментов, каждому из которых присваивается определенный оттенок.

В частности, белое свечение указывает на то, что в обслуживаемой зоне на данный момент проход безопасный. Красным обозначаются левые по отношению к безопасной зоне места для прохождения. Напротив, зеленый свет маяка характеризует правую область по отношению к сегменту, где приближается судно. Существуют и принципы «дневной метки», согласно которым сами станции имеют окраску из нескольких полос. Это позволяет визуально различать опасные объекты и башни маяков. В ночное же время применяется система секторных огней. Опять же, за счет управления цветами и подключения разных сегментов свечения штурманам даются сигналы о статусе тех или иных областей в зоне охвата.

Классификация по способу сигнализации

Оптические световые сигналы являются основным, но не единственным способом привлечения внимания штурманов. Кроме них используются акустические, туманные и радиосигнальные устройства. Применяются сирены, диафоны, осцилляторы и другие приборы, обеспечивающие распространение звуковых сигналов. В последнее время активно развиваются технологии радиосигнального оповещения. Что такое маяк с радиостанцией? Чаще всего это пеленговые базы, в рамках определенного частотного диапазона и радиуса определяющие приближение судов. Они могут не только фиксировать местоположение объектов, но и передавать информацию о направлении, производить вычисления по координатам и т. д.

Классификация по месту расположения

Принципиально отличаются два типа маяка - уже упомянутые береговые и плавучие. Первые могут устанавливаться на берегу, на острове или в удаленной от прибрежной линии зоне. Наиболее выигрышные места для таких объектов - возвышенности и открытые визуальному наблюдению участки, где навигационное оборудование сможет работать без помех.

Что касается плавучих станций, то они используются на кораблях и другой водной технике. То есть это не стационарное, а мобильное или даже портативное оборудование. Есть и группа плавучих маяков, которые размещаются в качестве опознавательных устройств на входах в каналы и проливы. Их корпуса оформляются специальным цветом для более выраженного визуального эффекта.

Эксплуатационные требования к маяку

Поскольку на работе сигнальной морской станции лежит высокая ответственность, еще перед разработкой ее проекта утверждаются следующие требования:

  • конструкция должна быть видна днем и ночью;
  • независимо от времени суток, свет маяка должен отличаться от случайных огней другого назначения;
  • в инфраструктуре башни должна предусматриваться туманная сигнализация;
  • визуально-опознавательную функцию должны обеспечивать и освещаемые, и неосвещаемые сигнальные метки.

Заключение

Регуляция мореходного движения выполняется комплексным набором средств, особое место среди которых занимает маяк. Подаваемые им знаки и огни минимизируют шансы на потерю курса у приближающихся судов и оптимизируют процессы помощи, если в ней есть необходимость. Существенное место в общей инфраструктуре маяка занимает навигационное оборудование в виде приборов и радиопеленгаторных станций. Нынешний уровень технологического развития позволяет использовать для определения местоположения эффективные устройства, связывающиеся со спутниковыми системами. Но и традиционная опознавательная функция в виде светового рассеивания через оптику сохраняет свою актуальность.

— это место, где рождается и через мгновение умирает свет и это повторяется снова и снова. Со времен знаменитого Александрийского Маяка башни, посылающие в темноту лучи света, становятся путеводной звездой для морских судов и объектом восторга для туристов.

Средство навигационного оборудования морских театров в виде капитального сооружения башенного типа, предназначенное для определения места судов в море. Это сооружение обладает яркой контрастной окраской, визуально выделяющей его на фоне окружающей местности. Маяки оснащаются сильным источником света и, как правило, снабжаются оптическими средствами для усиления светового сигнала, чтобы быть хорошо заметными и в ночное время.

Маяк может также подавать судам звуковые сигналы и (или) передавать радиосигнал, чтобы выполнять свою функцию и в условиях недостаточной видимости (временной, как во время тумана, или постоянной - например, вызванной условиями рельефа местности).

Из-за применения современных навигационных технологий роль маяков как навигационного средства несколько снизилась, и в настоящее время количество работающих маяков во всём мире не превышает полутора тысяч.

Александрийский Маяк ( Lighthouse Alexandria) является единственным из Семи Чудес Света, который, кроме архитектурной элегантности, несет еще и практическую функцию.

Александрийский Маяк был самым высоким сооружением в мире и находился на древнем острове Фарос . Александрийский Маяк был гарантией безопасного возвращения моряков в Большую Гавань. Высота Александрийского маяка, по разным оценкам, составлял от 120 до 140 метров. В течение многих столетий он был самым высоким сооружением на Земле. Именно поэтому маяк включем в список 7 древних чудес света.

В 332 году до н.э Александр Македонский завоевал Египет и решил основать там новую столицу — Александрию.

Быстрыми темпами развивалась морская торговля и все острее стояла потребность в маяке, который бы указывал безопасный путь в александрийскую гавань. И в итоге на восточной оконечности острова Фарос, лежащего на расстоянии 1290 м от Александрии, был построен на маяк, получивший название острова. Связь имени маяка и его функции оказалось настолько крепкой, что с того времени слово «фарос» стало корнем слова «маяк» на многих языках. В высоту маяк достигал 135 м и его свет был виден на 60 км – расстоянии. Построил его архитектор Сострат Книдский в 280 г. до н.э. на скале, возвышающейся на восточном берегу острова Фарос.

Нижней частью маяка была четырехгранная призма 60-метровой высоты с основанием в виде квадрата, длина стороны которого составляла 30 м.
Внутри маяка хранился разный инвентарь, а основанием средней части служила плоская крыша, украшенная громадными статуями Тритона по углам.

Крышей служила башня, облицованная белым мрамором. Верх маяка был сооружен в виде цилиндрической колоннады, возглавленной 7-метровой фигурой из бронзы морского повелителя Посейдона. Огромный костер служил главным источником света. До сих пор не установлен феномен дальности свечения и яркости маяка. По некоторым версиям такой эффект достигался с помощью огромных полированных зеркал, по другим – из-за использования прозрачных шлифованных камней – линз.

В мае 1100 года сильнейшее землетрясение уничтожило маяк почти до основания. После этого, в средние века основание Александрийского маяка было встроено в турецкую крепость Кайт Бей. На данный момент она превратилась в египетский военный порт, поэтому добраться до остатков не могут даже ученые – археологи.

Маяки Тевеннек (Lighthouse Tevennec) и Ля-Вьей (La Vieille) .

Атлантическое побережье Франции издревле жило морем, рыболовством и торговлей. Портовый Брест — вдоль этих берегов всегда оживленно плавали небольшие торговые и рыбацкие суденышки – на юг Франции, в Испанию и дальше. Но на пути парусников находилось очень неприятное место – длинная цепь островов и подводных рифов, уходящая далеко в море — Шоссе-де-Сэн (Chaussée de Sein).

Огромное количество судов там пропало. И вот в 1869 году было решено поставить маяк на острове Тевеннек (Tevennec) – самом первом опасном месте, если плыть с севера на юг Франции. Более пяти лет ушло на возведение маяка, и в 1875 году на нем вспыхнул огонь. Таким образом он вместе с маяком Ля-Вьей (La Vieille) образовывали некие световые ворота и кораблям нужно было держаться между ними.

Этот маяк находится на острове Уэссан (расположенный в самой западной точке бретонской акватории во Франции). La Jument построен прямо в море на скальном отроге недалеко от берега и имеет высоту 100 метров.

Несколько последовательных кадров маяка, отснятых фотографом Jean Guichard с вертолета в сильный шторм в 1989 году. На фото смотритель маяка, который из-за шума вертолета подумал, что прилетели спасательные службы и вышел из укрытия наружу. В этот момент гигантская волна обрушилась на здание. Смотритель чуть не погиб, но успел вовремя скрыться за стальными дверями входа в маяк.

Хранители маяков проходят весь путь, начиная от «ада» (маяки в открытом море), через «чистилище» (острова) и до «рая» (континента) в одиночестве, причем не только метафизическом. В XX веке хранителями часто становились ветераны Первой мировой войны; как ни странно, и после Второй мировой эта профессия считалась «привилегированной» для инвалидов войны. Современный уровень техники делает ненужным присутствие человека в здании маяка.

В 2004 г. Кереон («Морской дворец»), последний обитаемый маяк в море, закрыл свои двери с прекрасной розой ветров из красного и черного дерева. Сегодня здесь больше никто не живет.

Бретань. Маяк Teignouse.

Многочисленные маяки Бретани — верные путеводители моряков, и с рыбаками они говорят на одном языке. Например, на полуострове Киброн (Quiberon) вместо «сгорел» или «получил солнечный ожог» говорят «стал как маяк Тэйнюз (Teignouse)» — белый с красным носом.

Маяк-башня Фур (Four) (категории «ад»), который способен противостоять волнам 30-метровой высоты.

Маяк Фур (Le Four). Фото большого разрешения

Маяк Ар Мен (в переводе с брет. «скала») - маяк на береговом рифе острова Иль-де-Сен во французской Бретани. Получил свое название от одноименной скалы, на которой он был сооружен в период с 1867 по 1881 год. Маяк широко известен благодаря своей изолированности и трудностям, возникшим при его строительстве (маяк стоит в открытом океане в 5-ти километрах от ближайшего берега, это остров Сен, что у западного побережья Франции), а также сложностей, связанных с эвакуацией персонала с маяка. В сообществе хранителей маяков считается одним из самых сложных мест работы, за что получил прозвище «Ад адо́в».

Решение строить маяк в совершенно невозможном месте было принято после кораблекрушения фрегата Sane в 1859-м году (в этой точке океана есть лишь узкий проход среди подводных скал, одно из опаснейших мест для мореплавания, прозванное дорогой из ада в ад). Проблема была в том, что единственная скала в том районе, на которой можно было что-то построить, выступала над поверхностью моря лишь на пару метров. В принципе, этого было бы достаточно при спокойной воде, но океан в том месте тихим не бывает практически никогда. Несколько экспедиций возвращались из рекогносцировок с вердиктом «строить нельзя». Но без маяка кораблекрушения бы продолжались и проект таки продавили.

Строительство началось в 1867 году, высадкой на скалу группы рабочих. Так стартовала подготовка скального основания (сверление шурфов и установка арматуры). Люди работали прямо во время сильного волнения, со страховками и в специальной обуви, чтобы не быть сметенными волнами, перехлестывавшими через скалу. Короткими сменами, во время отливов. Такая подготовка шла два года.

Основные работы начались в 69-м, выкладкой гранитных блоков и заливкой бетонного основания маяка из портленд-цемента, стойкого к воздействию морской воды. 40 часов работы давали один кубометр основания.

Строительство шло 15 (!) лет, при этом катастроф, человеческих жертв практически не было, лишь в 81-м погиб один из рабочих, оказавшихся в воде (хотя самих случаев смыва человека в океан было множество и в процессе работ, и после). В процессе строительства были опасения, что конструкция получится непрочной и не выдержит ударов волн, ведь размер скалы лишь чуть больше диаметра башни маяка! Но маяк стоит, лишь стены потравлены морской водой.

Первый сигнал маяка можно было увидеть в ночь с 30 на 31 августа 1881 года. И он работает до сих пор, пройдя несколько технических модернизаций.

В конце 1980-х годов Маяк Ар-Мен был электрифицирован и оснащен галогеновой лампой мощностью 250 Вт. Был автоматизирован одним из первых, и с 10 апреля 1990 года работает полностью в автоматическом режиме.

Высота маяка:

  1. Высота над уровнем моря: 33,50 м
  2. Габаритные размеры: 37 м
  3. Высота Длина: 33,50 м

Источник света

  1. с 1 октября 1897 года - дизельное топливо (производятся на острове Иль-де-Сен)
  2. с 1903 года - пары́ нефти
  3. 1988 год - электрификация (галогенные лампы по 250 Вт)
  4. 1990 год - автоматизация

Этот маяк находится в живописном месте на краю полуострова Конке (Conquet).

Самый высокий маяк в Европе находится на острове Вьерж (Ile Vierge) близ Плугерно (Plouguerneau). Маяк имеет высоту 82,5 метра и был построен в 1897 году, а рядом с ним находится маленький маячок, но он немного старее – он был построен в 1845 году. Берег легенд (Cote d’ Legende) относится к департаменту Финистер (Finistere), который известен своими бухтами — Абэр-Ильдю (Aber-Ildut), Абэр-Бенуа (Aber Benoît) и Абэр Врак (Aber Wrac’h). Как раз в устье последней и расположен маяк.

Маяк Les Pierres-noires («Камни-негритянки»).

Маяк находится в городе Conquet во Франции. Он строился с 1867 по 1871 год. 1 мая 1872 года маяк начал свою работу. В то время на строительство этого проекта было потрачено 325 тысяч франков золотом.

Действующий маяк в Côtes-d’Armor (Франция). Высота маяка 60 м и он считается 24-м по высоте маяком в мире.

Маяк расположен на скалистом рифе Roches-Douvre, который считается очень опасным за счет того, что во время прилива полностью покрыт водой и с поверхности его не видно. Маяк Roches-Douvres считается одним из наиболее удаленных от материка в Европе, он расположен в 30-ти километрах от французского побережья.

К зданию можно добраться только на катере с берега. Сам маяк полностью закрыт от общественности.

Маяк с виду самый обычный, но место, где он находится в заливе Alum Bay, отличается сказочной красотой.

Маяк Needles в Alum-Bay

Местность, где находится маяк представляет собой узкий скалистый хребет, который местами возвышается до 120 м в высоту. Эти скалы всегда представляли большую опасность для морских судов. Но в 1781 торговцы и судовладельцы подали прошение на строительство маяка. Они получили патент в январе 1782 года.

И в завершении небольшая подборка красивых маяков и простых современных, но которые находятся в очень живописных местах.

Маяк Линдау. Боденское озеро. Высота маяка 33-метра. Бавария, Германия

Маяк «Hook Head», Ирландия

  • Самым известным происшествием, связанным с маяками, было таинственное исчезновение одновременно трех смотрителей маяка на Островах Фланнана в декабре 1900 года.
  • Во Франции береговая линия не обозначалась огнями вплоть до XVII века, делалось это для предотвращения нападения пиратов.
  • Одна из немногих, действующая до сих пор, церковь-маяк - Вознесенская церковь, сооружена в 1867 году на Секирной горе Большого Соловецкого острова (см. Соловецкие острова).
  • Статуя Свободы с 1886 по 1902 года использовалась как маяк.
  • Самый западный маяк России, построенный в 1813-1816, находится в городе Балтийске. Он указывает путь кораблям, следующим в порты Балтийска,Светлого и Калининграда.
  • Маяк Вестерлихтторен (Westerlichttoren) был изображён на нидерландской банкноте в 250 гульденов.
  • Первым зарегистрированным маяком был Маяк Александрии, построенной в 200 до н.э на острове Форос (Pharos) египетским Императором Птолемеем (Ptolemy). Форосский маяк считается одним из Семи Чудес Света. Высота маяка была 150 метров (492 фута) – это приблизительно в три раза выше, чем современные маяки.
  • Римские императоры построили много маяков, чтобы помочь своим войскам в навигации. В 90 году н. э. император Калигула (Caligula) приказал соорудить маяк в Дувре, Англия. Этот маяк считается самым старым маяком в Англии, и он все еще стоит у основания Дуврского замка.
  • В 1543 году был построен самый высокий кирпичный маяк в мире, Лантерна (Lanterna) в Генуе. Его высота - 75 м (246 футов).
  • Первым каменным маяком в мире считается Smeaton Eddystone, который находится к югу от Плимута, Англия. Этот маяк был построен в 1756 году отцом градостроительства Англии Джоном Смеатоном. Он освещал при помощи 24 свечей. Eddystone простоял 47 лет, пока в нем не случился пожар, после этого его демонтировали и построили на соседней скале.
  • Сегодня эквивалент огня маяка составляет около 20 миллионов свечей. И современные маяки работают на ксеноновых лампах высокого давления.
  • Самым высоким маяком в мире считается стальная башня в Парке Ямашита (Yamashita) в Йокогаме. Его высота 106 метров (348 футов).

Перепечатка данного материала на другие ресурсы запрещена!

МАЯК
сооружение в виде башни, располагаемое в судоходных водах или на суше вблизи них. Он служит видимым ориентиром днем и испускает непрерывный свет или световые вспышки ночью, чтобы предупредить моряков об опасностях и помочь им в определении безопасного курса судна. Очень важна идентификация каждого маяка, в том числе координаты его местоположения. Маяки опознаются по характерному очертанию башни (днем) и по отличительным изменениям яркости света, его цвету, характеру световых импульсов маячных огней и т.д. (ночью). Благодаря разработке в первой половине 20 в. дополнительных навигационных средств безопасности маяки теперь часто оснащают другим важным сигнальным оборудованием. К нему относятся звуковая сигнализация, включаемая в условиях плохой видимости, и радиомаяки. Последние, обладающие большим радиусом действия (300 км и более), часто работают по установленному графику в ясную погоду, а также дополнительно включаются во время тумана, задымления или снегопада. Маяки оборудуют также радиолокационными станциями для помощи в навигации близ места их расположения или радионавигационными системами дальнего действия (типа "Лоран") с целью проводки судов в открытом море. Система "Лоран" имеет радиус действия 2100 км. По характеру выполняемых функций с маяками тесно связаны разнообразные плавучие вспомогательные навигационные средства, которые стали важным элементом безопасности судов и управления их движением. Хотя термин "маяк" обычно связывается с управлением движением судов, эти сооружения часто используются также для управления воздушным движением, особенно когда применяются радиотехнические средства. Сооружения, расположенные главным образом вдали от водных пространств и вдоль установленных воздушных трасс для указания пути самолетам, часто называют авиационными маяками ввиду большого сходства с их более ранней разновидностью. Наиболее известный из маяков древности - Александрийский, или Фаросский - был построен в 283-247 до н.э. на острове Фарос вблизи египетского города Александрия. Маяки условно делятся на крупные и малые, а те, в свою очередь, на расположенные на берегу или в море. Крупные маяки представляют собой высокие башни, они создают свет большой мощности и часто имеют дополнительные средства оповещения, например радиомаяки и звуковые устройства. На крупных береговых маяках обычно постоянно присутствует обслуживающий персонал. Малые маяки играют второстепенную роль, чаще всего работают в автоматическом режиме без постоянного присутствия персонала и располагаются вдоль внутренних или других близлежащих водных путей в судоходных водах либо на побережье между крупными маяками. Важные средства оповещения о навигационной опасности должны сооружаться вблизи опасного места или прямо над ним. В подобных случаях стационарное сооружение башенного типа может быть непрактичным, поэтому используются плавучие буи или бакены при малых размерах опасного места либо плавучие маяки на якорях с сигнальными огнями при больших размерах опасного места. На крупных плавучих маяках обычно постоянно присутствует экипаж; они требуют больших затрат на постройку и эксплуатацию, однако их можно снабдить теми же мощными сигнальными средствами, что и большие наземные маяки, и поэтому их установка в особо ответственных местах с интенсивным судоходством оправдана. Там, где это позволяют условия, вместо плавучих маяков оборудуются стационарные, закрепленные на морском дне. При проектировании и постройке подводных опор следует учитывать воздействие приливов и отливов, подводных течений, морских солей, льда и возможную эрозию дна. Поскольку сооружения, возведенные в море, подвергаются большему воздействию природных сил, чем где-либо еще, проектированию и строительству таких сооружений должно уделяться особое внимание. Общая проблема для всех сооружений, возведенных в открытом море, - коррозия металлов. Эта проблема усугубляется в условиях тропического климата. Материалами башен маяков могут служить камень, бетон, кирпич, чугун, качественная сталь, древесина и даже обычная сталь, когда коррозия не слишком велика, как на пресноводных озерах. Кирпичная кладка и гранит в качестве строительных материалов для сооружения важных маяков предпочтительны. Для изготовления световой камеры и арматуры широко применялась бронза, стойкая по отношению к коррозии. Однако сегодня вместо бронзы используется алюминий. На легких подводных грунтах для сооружения фундамента маяка используется конструкция кессонного типа, погружаемая в грунт и заполняемая бетоном. Песчаные отмели - самые трудные места для строительства маяков, и история дает немало примеров сооружения фундаментов в таких местах - порой удачных, но часто катастрофических. В качестве источника светового сигнала на маяках обычно используются прожекторы с лампами накаливания большой мощности. Разнообразие режимов работы, точная фокусировка светового пучка в оптических системах, чистота, безопасность, широкий набор точно определяемых характеристик, высокая и легко изменяемая концентрация световой мощности - главные факторы, обеспечившие успех ламп накаливания. На малых маяках местного значения широко применяются низковольтные лампы накаливания, питаемые током от переносных аккумуляторных батарей. Вероятно, важнейшим усовершенствованием оптического оборудования маяков стало применение линзы Френеля около 1820. Такие линзы, изготовленные из шлифованного и полированного стекла, быстро вошли в общее употребление, а при их повороте и комбинировании с цветными светофильтрами оказалось возможным получать большое разнообразие световых вспышек высокой мощности. Многообразие мощностных и световых характеристик еще более увеличилось с разработкой электрических ламп накаливания. В большинстве стран маяками и их навигационными средствами занимаются специально организованные службы. Эти службы имеют специальные суда для строительства, ремонта и эксплуатации маяков, а также установки и обслуживания бакенов и буев. В последнее время уменьшается количество крупных световых станций и плавучих маяков, и увеличивается число радиомаяков и дальнодействующих систем, а также бакенов и буев. Эти изменения вызваны не только необходимостью использования более мощных и современных радиотехнических сигнальных средств, но и более дешевой стоимостью эксплуатации. В случае светящих бакенов очень важна возможность точного указания места опасности. Чтобы маяки и другие сигнальные средства использовались в морской навигации с наибольшей эффективностью, моряки должны иметь всю необходимую информацию о них. Поэтому страны, осуществляющие морские перевозки, периодически публикуют перечни своих морских сигнальных средств, где указываются точное местоположение, тип, конструкция и рабочие характеристики действующих в данное время маяков и других сигнальных средств. Например, светящие средства характеризуются цветом и частотой световых вспышек, чтобы избежать ошибок при опознавании. Разные стороны отмелей обозначаются навигационными знаками разного цвета, указывающими безопасный курс судна. Звуковые сигналы, подаваемые в условиях плохой видимости, различаются длительностью гудков и порядком их следования, а сигналы радиомаяков - комбинациями "точек" и "тире", передаваемых на частоте, закрепленной за данным маяком. Для моряков также важно знать высоту светящего средства над уровнем моря и дальность его видимости, в связи с чем необходима информация о яркости и силе света источника. Радиомаяк излучает сигналы, пользуясь которыми штурман может определить положение своего судна. Радиолокационный маяк представляет собой приемо-передающую навигационную радиостанцию, которая позволяет определить, кроме своего местоположения, направление на маяк и расстояние до него. Некоторые маяки осуществляют синхронизированную раздельную передачу звукового сигнала и радиосигнала. Измеряя временную задержку между моментами приема этих сигналов, переданных одновременно, штурман может преобразовать ее в расстояние с учетом того, что задержка в 3 с приблизительно соответствует дальности в 1 км - такое расстояние проходит звуковой сигнал за 3 с при обычных погодных условиях. См. также НАВИГАЦИЯ .





ЛИТЕРАТУРА
Политехнический словарь. М., 1976

Энциклопедия Кольера. - Открытое общество . 2000 .

Синонимы :

Смотреть что такое "МАЯК" в других словарях:

    Маяк - Маяк, Великобритания. МАЯК, сооружение башенного типа, устанавливаемое обычно на берегу или мелководье. Служит навигационным ориентиром для судов. Оборудуется так называемыми маячными огнями, а также устройствами для подачи звуковых сигналов,… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    - (Light house) 1. Искусственное сооружение, служащее для определения места судна при плавании в виду берегов и для лучшего опознания берега с целью избежания опасностей. Обыкновенно маяк представляет собой башню, на которой ночью обязательно… … Морской словарь

    Маяк - (Кирилловка,Украина) Категория отеля: Адрес: Улица Калинина 150, Кирилловка, 72563, Украина … Каталог отелей

    Маяк - (Челябинск,Россия) Категория отеля: 3 звездочный отель Адрес: Улица Дарвина 2А, Челябинск, Росс … Каталог отелей

    МАЯК, башнеобразное строение с высоко расположенной световой камерой, находящееся на берегу моря для того, чтобы судна не сбились с курса ночью. Маяки строят на суше и в море, иногда вблизи порта или гавани, а иногда в знак того, что в том или… … Научно-технический энциклопедический словарь

    Маяк - Приспособление для наблюдения за развитием трещин: гипсовая или алебастровая плитка, прикрепляемая к обоим краям трещины на стене; две стеклянные или плексигласовые пластинки, имеющие риски для измерения величины раскрытия трещины и др. Источник … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

    Передовик, путеводная звезда, стахановец, маячок, флагман, ударник, правофланговый, башня Словарь русских синонимов. маяк 1. путеводная звезда 2. см. передовик Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М … Словарь синонимов

    МАЯК, сооружение башенного типа, устанавливаемое обычно на берегу или мелководье. Служит навигационным ориентиром для судов. Оборудуется так называемыми маячными огнями, а также устройствами для подачи звуковых сигналов, радиосигналов (радиомаяк) … Современная энциклопедия

    Сооружение башенного типа, устанавливаемое на выступающих в море частях берега, в устьях рек, на скалах, отмелях; служит навигационным ориентиром для судов. Оборудуется светооптической системой, а также др. средствами сигнализации (сирена, диафон … Большой Энциклопедический словарь

    МАЯК, маяка, муж. 1. Башня с сигнальными огнями на берегу моря, острове для ориентировки проходящих судов. 2. Символ, эмблема надежды (книжн., ритор.). Спасительный маяк. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png